Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Анализ программных требований и государственных стандартов по иностранному языку в старших классах показал, что в общих требованиях к качеству образования заложено дополнение понятия «лингвистическая компетенция» коммуникативной компетенцией. Таким образом, современные компетенции по дисциплине «иностранный язык» представляют собой новую систему универсальных знаний на базе сформированного опыта самостоятельной деятельности ученика. В связи с чем возникает проблема: каким содержанием должно быть наполнено содержание обучению иностранному языку для формирования системы универсальных учебных действий.
Анализ методической литературы по данной проблеме показал, что содержание и структура учебной деятельности обусловлены ее функциями. Следовательно, для выявления современного содержания обучения иностранному языку, необходимо опираться на основные ее функции:
– осуществление полноценной языковой подготовки;
– помощь в определении роли иностранного языка в дальнейшей деятельности выпускника;
– формирование базы для возможного использования полученных языковых знаний в будущей трудовой деятельности;
– формирование мотивационной сферы к дальнейшему получению языкового образования.
Итак, представленные функции учебной деятельности в процессе обучения иностранному языку показывают, для успешного формирования предметных и метапредметных компетенций у старшеклассников необходима организация максимальной речевой направленности обучения.
Объект исследования: процесс организация обучения письму в процессе изучения иностранного языка в старших классах.
Предмет исследования: эффективные приемы организации работы по обучению письму в старших классах.
Цель исследования: изучение процесса формирования навыков личного письма в обучении иностранному языку в старших классах.
В соответствии с предметом, целью были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть современные подходы в процессе обучения языку в старших классах.
2. Дать психолингвистическую характеристику особенностей старшего школьного возраста.
3. Обосновать критерии выбора приемов работы в процессе формирования навыков письма с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся старших классов.
4. Проанализировать особенности методической работы в старших классах.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, логический метод, сопоставление;
2) эмпирические методы: наблюдение, интерпретация.
В настоящее время практически ни одно исследование в области филологии не обходится без обращения к прагматическому аспекту языка.
Научная новизна исследования заключается в научном обосновании методики обучения письменному общению на немецком языке, на формирование у школьников необходимых лексико-грамматических навыков и развития коммуникативных умений письменной речи.
Глава 1
1.1. Характеристика видов речевой деятельности
В основе любой коммуникации лежит знание участниками коммуникации реалий языка и культуры, предмета коммуникации, языковых явлений. Языковая картина мира коммуникантов отображается через культурные знания, призму видения мира. Изучение иностранного языка как средства общения тесно связанно с изучением культурной и общественной жизни страны.
Особую значимость в исследовании коммуникации имеют вопросы выявления механизмов и способов взаимодействия контекста культуры и институционального дискурса.
Модернизация образования вызвана необходимостью соответствия качества получаемого образования и требованиями современного информационного общества. С этой целью, образовательный процесс должен быть направлен на развитие всех личностных способностей и мотивов учащихся. Формирование будущего члена современного общества в качестве активного созидателя требовало замены парадигмы образовательного процесса, так как энциклопедический характер знаний, умений и навыков (ЗУН) уже не соответствовал современным требованиям к качеству образования учащихся. Таким образом, возросшими требованиями к образовательному процессу можно объяснить переход к личностно-ориентированному обучению посредством формирований предметных и метапредметных (универсальных) компетенций.
Речевой акт – целенаправленное коммуникативное действие, совершаемое согласно правилам языкового поведения. Изначально, исследование речевых актов связано с развитием прагматической ориентации в философии языка. Так в поздних работах Л. Витгенштейна отмечается, что язык служит не только для фиксации знания и выражения мыслей, но и средством коммуникации.
Постижение феномена языка должно быть сосредоточено на коммуникативных действиях, целенаправленных поступках носителей языка, действующих сообразно правилам. Основываясь этим умозаключением британский аналитический философ, представитель лингвистической философии Джон Остин ввел в лингвистику понятие речевого акта. Единицей речевого общения является не просто высказывание, а речевой акт, в котором выражены утверждение, вопрос, упрек, благодарность, сожаление.
Определив речевой акт как основной элемент коммуникации, Остин разделил их на два класса: констатации (constative) — высказывания, имеющие истинностное значение, и перформативы (performative) — речевые акты, которые не могут быть истинными или ложными (например, вопрос, просьба, обещание).
К речевым упражнениям относят все виды заданий, обучающих передаче мыслей, смысловой информации в письменной форме. Эти упражнения, с помощью которых формируются различные умения письменного высказывания, базируются на типологии различных форм письменных сообщений. Эти формы можно рассматривать, с одной стороны, как типы письменного сообщения, а с другой - как варианты речевых упражнений, предназначенных для формирования соответствующих умений письменной речи [Леонтьев 1991, 261].
Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез определяют основные письменные произведения учащихся старшей ступени, к которым относятся личное подробное письмо другу, письмо в газету или подростковый журнал, логически организованное и правильное оформленное; анкеты/формуляры с целью запроса информации и сообщения сведений личного характера.
При опоре на печатный текст или устное сообщение школьники должны научиться делать рабочие записи, писать изложение или сочинение. Кроме того, формируются следующие умения:
сообщать адресату основную информацию, выражая свое мнение/оценку событий и т.д.;
фиксировать письменно основные сведения/фактические данные из прочитанного или прослушанного текста;
составлять письменные планы и тезисы устных высказываний;
логично излагать суть обсуждаемой темы/вопроса в письменном виде.
По окончанию обучения на профильно-ориентированном этапе уровень развития коммуникативной компетенции в области письменной речи должен обеспечивать более эффективное использование письма как средства осуществления учебной, профессионально-ориентированной и самообразовательной деятельности. Это выражается в разнообразии привлекаемых ситуаций официального и неофициального характера, большей сложности продуцируемых текстов, высокой степени самостоятельности и активности учащихся [Биболетова 2005, 99].
На данном этапе обучения основными письменными произведениями учащихся будут: личное и официальное письмо, сообщение, сочинение, описание, рецензия, изложение, аннотации, рефераты, проектная и курсовая работы.
Тем самым учащиеся должны уметь:
1. описывать события, факты, явления;
2. сообщать, запрашивать информацию развернутого плана;
3. выражать собственное суждение, мнение;
4. комментировать события и факты, используя в письменном тексте аргументацию и эмоционально-оценочные языковые средства;
5. составлять развернутый план и тезисы для устного сообщения;
6. создавать вторичные тексты (рефераты, аннотации);
7. делать учебные записи [Гальскова 2004, 251].
З.М. Исхакова, автор статьи «Компьютерная коммуникация как мотивация для изучения иностранного языка. Обучение письму - творческий процесс», считает, что «важно с самого начала объяснить учащимся, что владение не просто графической и орфографической системами языка, а письменной речью является признаком высокого уровня образованности и культуры человека» [Исхакова 2008, 39].
1.2. Личное письмо как средство формирования коммуникативной компетенции
В области письменного общения одной из важных задач является разработка методики формирования иноязычной компетенции. Долгое время традиционным в обучении письму являлось изучение стандартизированных писем личного характера.
Цель обучения личной письменной переписке на английском языке является развитие всех компонентов иноязычной коммуникативной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Л. Е. Методика обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Курс лекций: методическое пособие. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007.135 с.
2. Андрюшкин А.П. Деловой английский язык / Уч. пособие. – СПб: Норинт, 2001.
3. Ариан М.А.,Оберемко О.Г., Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс. Н.Новгород: НГЛУ им Н.А.Добролюбова,2001-97с.
4. Атабекова А. А., Удина Н. Н., Горбатенко Р. Г. Федеральные государственные стандарты третьего поколения и перспективы иноязычного образования в России // Высшее образование сегодня. 2010. № 11. С. 90–93.170
5. Бедросова Г. Г. Обучение письму как одному из форм коммуникации: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1979 - 19 с.
6. Безус С.Н. Упражнения для обучения иноязычной деловой эпистолярной коммуникации в старших классах средней школы//Обучение иноязычным компетенциям. Сб. науч. статей. Пятигорск: ПГЛУ, 2002. - С. 5-11.
7. Бим И.Л. Актуальные вопросы обучения иностранным языкам//Иностр. языки в школе. 1988. - №2. - С. 12-15.
8. Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка.// Иностр. языки в школе. 2002. - №3. - С. 3-8.
9. Вайсбурд M.JI. Методы обучения. Выбор за вами.// Иностр. языки в школе.- 2000. №2. - С. 29-34.
10. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2004. С. 124–133.
11. Гез Н.И., Миролюбов А.А. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1984.
12. Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: Дис. . док. пед. наук. — СПб., 2001.-357 с.
13. Еналиева Т.М. Теоретическое и экспериментальное обоснование методики обучения письменному выражению мыслей на I курсе языкового вуза (английский язык): Дис. . канд. пед наук. М., 1979. - 393 с.
14. Жанпеисова М. М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. - Алматы,2002.
15. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.- 128 с.
16. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголына В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
17. Мелех И. Я. Как пишут письма на английском языке. Пособие по самообразованию. М.: Высш. ж,, 1993 - 80 с.
18. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку 2-11 классы – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004, с.77-78
19. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.
20. УМК «Rainbow English» О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой 9 класс»